Сайт педагога ДОУ №17 Велимурадовой Ольги Олеговны
Коррекционно-педагогическая работа в ДОУКоррекционно-педагогическая работа в ДОУ 1. Основные виды и формы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: – индивидуальные занятия со специалистами; – активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); – совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми; – прием пищи; – дневной сон; – фронтальные занятия; – детско-родительские группы; – праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, кинезиотерапевт) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Так работу логопеда по развитию речи добавляет работа психолога над установлением контакта и работа массажиста над развитием моторной сферы. По результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Методика М. Монтессори разработана на основе этой технологии. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии. Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы. Итак, образовательные организации успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательной организации; • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. родители детей с ОВЗ • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательной организации; • включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. родители всех детей, посещающих инклюзивную группу • занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения. педагоги • принимают политику администрации образовательной организации по инклюзивному образованию; • реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных организациях); • эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения; • имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности; • имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательной организации, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности. специалисты психолого-педагогического сопровождения • участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; • действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; • эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями); • администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательной организации, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности. руководители образовательных организаций • создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы образовательной организации; • занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе; • понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями. представители администрации образовательной организаци • понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом. координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС-центрах • своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ; • своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательной организации, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей. В условиях дошкольных образовательных организаций комбинированного вида всегда осуществлялась различного рода комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Хочется более подробно остановится на таком направлении организации инклюзивного образования и охарактеризовать те положительные стороны работы дошкольных образовательных организациях комбинированного вида, которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников. 2. Основные формы и особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровьяОдним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы являетсяработа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач: 1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; 2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; 3. Сформировать адекватную самооценку. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: 1. Неприятие личности ребенка; 2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним; 3. Страх ответственности; 4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; 5. Гиперболизация проблем ребенка; 6. Вера в чудо; 7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо; 8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитаниядетей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ. Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству 1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период; 2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества; 3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций. Принципы работы с родителями детей с ОВЗ 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. 3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. 4. Принцип доступности Концепция взаимодействия ДОУ и семьи 1. Семья – центр жизни ребенка. 2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития. 3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят. 4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог. 5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителейв деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом. Формы организации психолого-педагогической помощи семье. 1. Коллективные формы взаимодействия. 1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; - Решение организационных вопросов; - Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. 1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; - Решение текущих организационных вопросов. 1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ. Задача: -Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. 1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии; - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. 1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью. 2. Индивидуальные формы работы. 2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задача: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. 2.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком. 2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье; - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей. - определение оценки родителями работы ДОУ 2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Службаработает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей. Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения. 3. Формы наглядного информационного обеспечения. 3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”) Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательнойработы в ДОУ. 3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: - ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей; -привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка. 3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год. Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; - наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участиеродителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительскаяпозиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Ожидаемый результат Появление интереса родителей к работе ДОУ Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия» Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом 11 декабря 2016 в 23:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.